9. Примерная программа кружка по подготовке значкистов «юный радиолюбитель»*


Тема 1. Наша страна — родина радио (2 часа):

7 мая — традиционный праздник «День радио». Изобретатель радио — вели­кий русский ученый А. С. Попов. История развития радио. Вклад русских и советских ученых в развитие радиотехники. В. И. Ленин о радио.

Значение радиотехники и электроники в науке, техническом прогрессе, культурной жизни, обороне страны, в завоевании космоса.

Радиолюбители — резерв кадров для радиотехнической промышленности и организаций связи.

Спортивно-технические клубы ДОСААФ — центры радиолюбительской ра­боты и радиоспорта.

Тема 2. Элементы электро- и радиотехники (б часов):

Понятие о строении вещества, электрическом токе и его свойствах. Источники постоянного тока. Проводники, полупроводники и непроводники (изоляторы) тока. Электрические величины и приборы для их измерений.

Закон Ома для участка цепи и его практическое применение.

Понятие о переменном токе и его источниках. Период, частота, амплитуда переменного тока.

Устройство, принцип работы и назначение конденсаторов, катушек, транс­форматоров, резисторов. Единицы измерения емкостей конденсаторов и сопро­тивлений резисторов. Параллельное и последовательное соединение конденсато­ров и резисторов.

Устройство и работа микрофона и электромагнитного головного телефона (наушников). Преобразование звуковых колебаний в электрические колебания звуковой частоты и электрических колебаний — в звуковые.

Графическое обозначение радиотехнических деталей и приборов на электри­ческих принципиальных схемах.

Структурная схема радиовещательного тракта. Понятие о генерировании колебаний высокой частоты, модуляции, излучении и распространении радиоволн. Сущность работы радиоприемника.

Меры предосторожности при пользовании электроосветительной сетью.

Практические работы. Ознакомление с устройством химических ис­точников тока, конденсаторов, катушек, трансформаторов, резисторов.

Опыты с замкнутой электрической цепью. Сборка и испытание простейшего устройства для проводной связи из микрофона, головного телефона и батареи гальванических элементов. Демонстрация опытов с учебным генератором ко­лебаний высокой частоты.

Тема 3. Простейший радиоприемник (6 часов):

Назначение антенны и заземления. Типы антенн. Наружная антенна и за­земление — обязательное условие для надежной работы простейшего радиоприем­ника.

Приципиальная схема простейшего детекторного радиоприемника. Коле­бательный контур — избирательный элемент приемника. Понятие о работе коле­бательного контура.

Детектор — полупроводниковый прибор, обладающий односторонней про­водимостью тока. Сущность детектирования. Роль конденсатора, блокирующего головной телефон.

* Программа утверждена ЦК ДОСААФ СССР и согласована с Мини­стерством просвещения СССР в 1967 г.

Конструкции катушек и способы настройки колебательных контуров.

Правила радиомонтажа. Возможные неисправности в детекторном при­емнике, способы их нахождения и устранения.

Практические работы. Сборка «летучей» схемы простейшего прием­ника и эксперименты с ним. Вычерчивание принципиальных и монтажных схем детекторных приемников.

Заготовка деталей и монтаж простейших приемников. Проверка смонтированных приемников по их принципиальным схемам. Испытание готовых при­емников.

Тема 4. Полупроводниковые приборы и электронные лампы (4 часа):

Свойства полупроводниковых материалов. Понятие о полупроводниках п-типа и /ьгипа.

Устройство, обозначение и принцип действия точечного и плоскостного .диодов. Понятие о прямом и обратном напряжениях и токах полупроводни­ковых диодов. Маркировка, применение и основные параметры точечных и плоскостных полупроводниковых диодов.

Транзистор — трехэлектродный полупроводниковый прибор. Классификация, схемы включения и принцип работы транзисторов. Особенности монтажа транзисторов и работы с ними.

Устройство, схематическое обозначение и принцип работы двухэлектродной лампы-диода. Основные параметры и назначение диодов.

Устройство, наименование электродов, схематическое обозначение и вклю­чение триода. Основные параметры и применение триодов. Триод, как усилитель электрических колебаний.

Устройство и принцип работы тетродов и пентодов, их преимущества перед триодами.

Устройство лучевых тетродов и их применение. Понятие о выходной мощ­ности выходных пентодов и лучевых тетродов.

Комбинированные лампы. Цоколевка и маркировка электронных ламп.

Пользование справочными таблицами основных параметров полупроводниковых приборов и электронных ламп.

Практические работы. Ознакомление с устройством полупровод­никовых приборов и электронных ламп. Опыты, иллюстрирующие принцип работы транзисторов и электронных ламп.

Изготовление учебно-наглядных пособий «Полупроводниковые приборы», «Электронные лампы».

Тема 5. Выпрямитель (10 часов):

Преобразование переменного тока в постоянный. Однополупериодные и двух- полупериодные выпрямители переменного тока. Принципиальные схемы одно- и двухполупериодных выпрямителей на полупроводниковых диодах и электронных лампах.

Назначение и принцип работы фильтра для сглаживания пульсаций выпрям­ленного тока. Выпрямители для питания транзисторных конструкций, для заряд­ки малогабаритных аккумуляторов.

Простейший расчет и изготовление трансформатора питания.

Техника безопасности при работе с выпрямителями.

Практические работы. Вычерчивание схем выпрямителей. Монтаж блоков питания конструкций, намеченных для постройки в кружке.

Тема 6. Усилители звуковой частоты (10 часов):

Усилители звуковой частоты и их назначение. Принцип действия и назначение деталей однокаскадного и двухкаскадного усилителей звуковой частоты на тран­зисторах и электронных лампах. Виды питания усилителей.

Зависимость чувствительности и выходной мощности усилителя от исполь­зуемых в нем транзисторов, электронных ламп, от числа каскадов, источников питания.

Включение электродинамических головок прямого излучения в цепи выходных каскадов усилителей.

Методы проверки и налаживания усилителей звуковой частоты.

Принцип работы радиотрансляционного узла.

Практические работы. Вычерчивание принципиальных и составление монтажных схем усилителей. Заготовка и разметка панелей, крепление деталей на них. Монтаж, испытание и налаживание усилителей звуковой частоты: к де­текторному приемнику, для воспроизведения грамзаписи, для радиофикации школы (по выбору кружковцев).

Тема 7. Приемники прямого усиления (20 часов):

Структурная схема и формула приемника прямого усиления. Принцип работы усилителя высокой частоты. Транзистор и электронная лампа в роли детектора.

Способы межкаскадных связей.

Понятие о чувствительности и селективности радиоприемника. Положитель­ная обратная связь, ее влияние на селективность и чувствительность прием­ника и способы ее осуществления.

Требования, предъявляемые к переносному транзисторному приемнику;

Принципиальные схемы и назначение деталей приемников, предполагаемых к постройке в кружке (транзисторных и ламповых в зависимости от возмож­ностей кружка).

Техника монтажа, испытание и налаживание приемников прямого усиления.

Практические работы. Вычерчивание принципиальных схем простых приемников прямого усиления (транзисторных 0-V-2, 1-V-2, ламповых 0-V-1, 1-V-1). Подбор, заготовка и проверка деталей. Составление монтажных схем. Монтаж, испытание и налаживание приемников. Изготовление футляров для при­емников.

Тема 8. Радиоспорт (2 часа):

Что такое радиоспорт и его значение. Достижения советских радиоспорт­сменов-ультракоротковолновиков и коротковолновиков, «охотников на лис», многоборцев-радистов.

Принцип ведения двусторонних радиолюбительских связей. Телеграфная азбука — международный «язык» радиоспортсменов.

Как стать радиоспортсменом.

Экскурсия на коллективную радиостанцию ДОСААФ.

* * *

Кружок, работающий по этой примерной программе, рассчитан на уча­щихся восьмилетних и средних школ, не занимавшихся ранее радиолюбительст­вом и, следовательно, является кружком начинающих радиолюбителей. В скобках указано ориентировочное время, планируемое на каждую тему. В зависимости от состава кружка это время может быть изменено, а программа дополнена другими темами.

Имеется в виду, что занятия кружка, слагающиеся из коротких популярных бесед и практических работ, будут проводиться 1 раз в неделю по 2 — 3 ч каждый раз. Желательно, чтобы все конструкции, намечаемые к постройке, предвари­тельно обсуждались на занятиях кружка. Отдельные виды практических работ метут выполняться ребятами дома.

Кружковцы, усвоившие теоретические сведения по основам электро- и радио­техники и построившие любительские конструкции, предусмотренные примерной программой, получают значки «Юный радиолюбитель». Проверка их знаний про­изводится специальной комиссией, назначенной приказом директора школы или внешкольного учреждения.

Значок «Юный радиолюбитель» может получить участник районной, город­ской или областной выставки творчества радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ, участник соревнований по радиосиорту, проводимых во Дворце или Доме пионеров, в школе, на станции или в клубе юных техников, участник соревнований на первенство района, города, области, края или АССР, а также юный радиолюбитель, имеющий позывной коротковолновика-наблюда­теля и зафиксировавший работу не менее 250 любительских радиостанций.

В. Г. Борисов. Юный Радиолюбитель

Яндекс.Метрика