9. Примерная программа кружка по подготовке значкистов «юный радиолюбитель»*
Тема 1. Наша страна — родина радио (2 часа):
7 мая — традиционный праздник «День радио». Изобретатель радио — великий русский ученый А. С. Попов. История развития радио. Вклад русских и советских ученых в развитие радиотехники. В. И. Ленин о радио.
Значение радиотехники и электроники в науке, техническом прогрессе, культурной жизни, обороне страны, в завоевании космоса.
Радиолюбители — резерв кадров для радиотехнической промышленности и организаций связи.
Спортивно-технические клубы ДОСААФ — центры радиолюбительской работы и радиоспорта.
Тема 2. Элементы электро- и радиотехники (б часов):
Понятие о строении вещества, электрическом токе и его свойствах. Источники постоянного тока. Проводники, полупроводники и непроводники (изоляторы) тока. Электрические величины и приборы для их измерений.
Закон Ома для участка цепи и его практическое применение.
Понятие о переменном токе и его источниках. Период, частота, амплитуда переменного тока.
Устройство, принцип работы и назначение конденсаторов, катушек, трансформаторов, резисторов. Единицы измерения емкостей конденсаторов и сопротивлений резисторов. Параллельное и последовательное соединение конденсаторов и резисторов.
Устройство и работа микрофона и электромагнитного головного телефона (наушников). Преобразование звуковых колебаний в электрические колебания звуковой частоты и электрических колебаний — в звуковые.
Графическое обозначение радиотехнических деталей и приборов на электрических принципиальных схемах.
Структурная схема радиовещательного тракта. Понятие о генерировании колебаний высокой частоты, модуляции, излучении и распространении радиоволн. Сущность работы радиоприемника.
Меры предосторожности при пользовании электроосветительной сетью.
Практические работы. Ознакомление с устройством химических источников тока, конденсаторов, катушек, трансформаторов, резисторов.
Опыты с замкнутой электрической цепью. Сборка и испытание простейшего устройства для проводной связи из микрофона, головного телефона и батареи гальванических элементов. Демонстрация опытов с учебным генератором колебаний высокой частоты.
Тема 3. Простейший радиоприемник (6 часов):
Назначение антенны и заземления. Типы антенн. Наружная антенна и заземление — обязательное условие для надежной работы простейшего радиоприемника.
Приципиальная схема простейшего детекторного радиоприемника. Колебательный контур — избирательный элемент приемника. Понятие о работе колебательного контура.
Детектор — полупроводниковый прибор, обладающий односторонней проводимостью тока. Сущность детектирования. Роль конденсатора, блокирующего головной телефон.
* Программа утверждена ЦК ДОСААФ СССР и согласована с Министерством просвещения СССР в 1967 г.
Конструкции катушек и способы настройки колебательных контуров.
Правила радиомонтажа. Возможные неисправности в детекторном приемнике, способы их нахождения и устранения.
Практические работы. Сборка «летучей» схемы простейшего приемника и эксперименты с ним. Вычерчивание принципиальных и монтажных схем детекторных приемников.
Заготовка деталей и монтаж простейших приемников. Проверка смонтированных приемников по их принципиальным схемам. Испытание готовых приемников.
Тема 4. Полупроводниковые приборы и электронные лампы (4 часа):
Свойства полупроводниковых материалов. Понятие о полупроводниках п-типа и /ьгипа.
Устройство, обозначение и принцип действия точечного и плоскостного .диодов. Понятие о прямом и обратном напряжениях и токах полупроводниковых диодов. Маркировка, применение и основные параметры точечных и плоскостных полупроводниковых диодов.
Транзистор — трехэлектродный полупроводниковый прибор. Классификация, схемы включения и принцип работы транзисторов. Особенности монтажа транзисторов и работы с ними.
Устройство, схематическое обозначение и принцип работы двухэлектродной лампы-диода. Основные параметры и назначение диодов.
Устройство, наименование электродов, схематическое обозначение и включение триода. Основные параметры и применение триодов. Триод, как усилитель электрических колебаний.
Устройство и принцип работы тетродов и пентодов, их преимущества перед триодами.
Устройство лучевых тетродов и их применение. Понятие о выходной мощности выходных пентодов и лучевых тетродов.
Комбинированные лампы. Цоколевка и маркировка электронных ламп.
Пользование справочными таблицами основных параметров полупроводниковых приборов и электронных ламп.
Практические работы. Ознакомление с устройством полупроводниковых приборов и электронных ламп. Опыты, иллюстрирующие принцип работы транзисторов и электронных ламп.
Изготовление учебно-наглядных пособий «Полупроводниковые приборы», «Электронные лампы».
Тема 5. Выпрямитель (10 часов):
Преобразование переменного тока в постоянный. Однополупериодные и двух- полупериодные выпрямители переменного тока. Принципиальные схемы одно- и двухполупериодных выпрямителей на полупроводниковых диодах и электронных лампах.
Назначение и принцип работы фильтра для сглаживания пульсаций выпрямленного тока. Выпрямители для питания транзисторных конструкций, для зарядки малогабаритных аккумуляторов.
Простейший расчет и изготовление трансформатора питания.
Техника безопасности при работе с выпрямителями.
Практические работы. Вычерчивание схем выпрямителей. Монтаж блоков питания конструкций, намеченных для постройки в кружке.
Тема 6. Усилители звуковой частоты (10 часов):
Усилители звуковой частоты и их назначение. Принцип действия и назначение деталей однокаскадного и двухкаскадного усилителей звуковой частоты на транзисторах и электронных лампах. Виды питания усилителей.
Зависимость чувствительности и выходной мощности усилителя от используемых в нем транзисторов, электронных ламп, от числа каскадов, источников питания.
Включение электродинамических головок прямого излучения в цепи выходных каскадов усилителей.
Методы проверки и налаживания усилителей звуковой частоты.
Принцип работы радиотрансляционного узла.
Практические работы. Вычерчивание принципиальных и составление монтажных схем усилителей. Заготовка и разметка панелей, крепление деталей на них. Монтаж, испытание и налаживание усилителей звуковой частоты: к детекторному приемнику, для воспроизведения грамзаписи, для радиофикации школы (по выбору кружковцев).
Тема 7. Приемники прямого усиления (20 часов):
Структурная схема и формула приемника прямого усиления. Принцип работы усилителя высокой частоты. Транзистор и электронная лампа в роли детектора.
Способы межкаскадных связей.
Понятие о чувствительности и селективности радиоприемника. Положительная обратная связь, ее влияние на селективность и чувствительность приемника и способы ее осуществления.
Требования, предъявляемые к переносному транзисторному приемнику;
Принципиальные схемы и назначение деталей приемников, предполагаемых к постройке в кружке (транзисторных и ламповых в зависимости от возможностей кружка).
Техника монтажа, испытание и налаживание приемников прямого усиления.
Практические работы. Вычерчивание принципиальных схем простых приемников прямого усиления (транзисторных 0-V-2, 1-V-2, ламповых 0-V-1, 1-V-1). Подбор, заготовка и проверка деталей. Составление монтажных схем. Монтаж, испытание и налаживание приемников. Изготовление футляров для приемников.
Тема 8. Радиоспорт (2 часа):
Что такое радиоспорт и его значение. Достижения советских радиоспортсменов-ультракоротковолновиков и коротковолновиков, «охотников на лис», многоборцев-радистов.
Принцип ведения двусторонних радиолюбительских связей. Телеграфная азбука — международный «язык» радиоспортсменов.
Как стать радиоспортсменом.
Экскурсия на коллективную радиостанцию ДОСААФ.
* * *
Кружок, работающий по этой примерной программе, рассчитан на учащихся восьмилетних и средних школ, не занимавшихся ранее радиолюбительством и, следовательно, является кружком начинающих радиолюбителей. В скобках указано ориентировочное время, планируемое на каждую тему. В зависимости от состава кружка это время может быть изменено, а программа дополнена другими темами.
Имеется в виду, что занятия кружка, слагающиеся из коротких популярных бесед и практических работ, будут проводиться 1 раз в неделю по 2 — 3 ч каждый раз. Желательно, чтобы все конструкции, намечаемые к постройке, предварительно обсуждались на занятиях кружка. Отдельные виды практических работ метут выполняться ребятами дома.
Кружковцы, усвоившие теоретические сведения по основам электро- и радиотехники и построившие любительские конструкции, предусмотренные примерной программой, получают значки «Юный радиолюбитель». Проверка их знаний производится специальной комиссией, назначенной приказом директора школы или внешкольного учреждения.
Значок «Юный радиолюбитель» может получить участник районной, городской или областной выставки творчества радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ, участник соревнований по радиосиорту, проводимых во Дворце или Доме пионеров, в школе, на станции или в клубе юных техников, участник соревнований на первенство района, города, области, края или АССР, а также юный радиолюбитель, имеющий позывной коротковолновика-наблюдателя и зафиксировавший работу не менее 250 любительских радиостанций.
- Схемы новогодних гирлянд
- Конденсатор в цепи переменного тока
- Электрозвонок и электрореле
- АМ приемник на микросхеме К174ХА10
Последние статьи
- Схемы новогодних гирлянд
- Самостоятельный ремонт пульта ДУ
- Самодельная простая охранная сигнализация дома, или дачи
- Две простые схемы охранных устройств для квартиры
- Принцип работы транзистора
- Чем отличается переменный ток от постоянного
- Миниатюрный металлоискатель
- Таймер на 30 минут
- Лампа дневного света от батареи 12 Вольт
- Схема для автоматического включения освещения