Стереофонический эффект


Эта беседа является по существу продолжением разговора о технике воспроизведения грамзаписи, начатого ранее. Но тогда речь шла о так называемом монофоническом, т. е. одноканальном звуковоспроизведении. Сейчас же я .хочу познакомить тебя с более эффектным способом воспроизведения грамзаписи — стереофоническим.

Приходилось ли тебе бывать на концертах больших симфонических оркестров? В такие дни концертные залы до предела заполняются любителями музыки. Оказавшись здесь, ты как бы погружаешься в море звуков, напол­няющих огромный концертный зал.

А если то же музыкальное произведение и исполняемое тем же оркестром слушать в записи на монофонической грампластинке, пользуясь электрофоном или радиолой? Эффект будет не тот. Потеряется объемность звучания. И если как следует прислушаться, то создастся впечатление, будто все музыкальные инструменты оркестра не могут «втиснуться» в небольшой корпус громкогово­рителя. Да, при таком способе воспроизведения грамзаписи невозможно пред­ставить себе пространственное расположение источников звука. К выходу усили­теля электрофона или радиолы можно подключить несколько громкоговорите­лей, размещенных в разных углах комнаты. Но ощущения объемности звуча­ния музыкального произведения все равно не получится, ибо звуковоспроизве­дение остается одноканальным.

Иное дело — стереофоническое звуковоспроизведение, когда запись музы­кального произведения и последующее воспроизведение его происходит с по­мощью двухканальной аппаратуры. На такой способ, придающий звуку объем­ность, и рассчитаны стереофонические грампластинки, завоевывающие у любителей музыки все большую популярность.

В чем суть стереофонии? При таком способе звукозаписи перед симфо­ническим или эстрадным оркестром устанавливают на некотором расстоянии два микрофона (или две группы микрофонов), каждый из которых соединен со своим усилителем звукозаписывающей аппаратуры. Тот из микрофонов, что находится слева (если на оркестр смотреть спереди), принято называть микро­фоном левого канала, а правый — микрофоном правого канала звукозаписи.

Воспроизведение стереофонической грамзаписи осуществляется с помощью стереофонического звукоснимателя, об устройстве и принципе работы которого ты уже знаешь по девятой беседе, и двух усилителей звуковой частоты с само­стоятельными громкоговорителями, расположенными перед слушателем на не­котором расстоянии один от другого. Левый (от слушателя) громкоговоритель — громкоговоритель левого канала звуковоспроизведения.

Музыкальные инструменты или солисты, являющиеся источниками звуковых колебаний, находятся на разных расстояниях от микрофонов, поэтому и сила их звучания в громкоговорителях различная. Звуковые колебания, кроме того, доходят до микрофонов хотя и с небольшой, но все же с разной задержкой во времени. В результате у слушателя создается представление не только о пространственном расположении источников звуков, но и их перемещении. Так, например, если солист во время исполнения песни передвигается по сцене, приближаясь то к одному, то к другому микрофону, то и сила звучания его голоса в громкоговорителях изменяется. А это создает иллюзию перемещения голоса солиста в пространстве между громкоговорителями. В том случае, когда солист находится на равных расстояниях от микрофонов и создаваемые им звуковые колебания с одинаковой силой воздействуют на микрофоны, то его голос звучит между громкоговорителями.

Однажды мне довелось послушать хорошую стереофоническую запись, сде­ланную на автодроме. Помню: где-то справа появляется звук работающего двигателя автомобиля. Нарастая, звук прямо передо мной становится рокочу­щим и, быстро затухая, уносится влево. Долго, видимо, я не забуду этот стереоэффект движущегося с огромной скоростью гоночного автомобиля.

В. Г. Борисов. Юный Радиолюбитель

Яндекс.Метрика