Электрогитара


К числу электромузыкальных относятся и так называемые адаптеризованные музыкальные инструменты.

Слушая выступления эстрадного оркестра, ты, вероятно, обращал внимание на то, что звуки гитары идут не от нее, а от громкоговорителя. Это и есть адаптеризованная гитара. Адаптеризованными могут быть любые другие струн­ные инструменты. Но гитара дает лучший звуковой эффект.

Адаптер — это звукосниматель, электрический датчик. С его помощью звуковые колебания струн или резонатора инструмента преобразуются в электри­ческие колебания той же частоты, которые после усиления преобразуются головкой громкоговорителя в звуковые колебания воздуха. Адаптеризация не только повышает громкость музыкальных инструментов, но и придает их зву­чанию новые музыкальные оттенки.

Простейшим датчиком может быть, например, электромагнитная система головного телефона типа ТОН-1 или ТОН-2, если егр мембрану скрепить с резонирующей декой гитары (рис. 313). Колеблясь вместе с декой, мембрана изменяет состояние поля постоянного магнита, что возбуждает в катушке электромагнитной системы телефона переменное напряжение звуковой частоты, которое после усиления будет преобразовано в звук.

Проверь работу такого звукоснимателя на гитаре. В крышке телефона между отверстиями в ней для прохода звуковых волн сделай лобзиком про­пилы, а края получившегося треугольного отверстия выровняй надфилем. К на­ружной стороне крышки клеем БФ-2 или нитролаком приклей три фетровые или суконные прокладки толщиной 2—3 мм. Эти прокладки будут выполнять роль амортизаторов между декой гитары и корпусом телефона. А чтобы они имели возможно гладкие поверхности, плотно прилегающие к деке инстру­мента, суши их после нанесения клея под теплым утюгом.

Теперь точно в центре мембраны припаяй иглу — отрезок проволоки тол­щиной 1 — 1,5 мм и такой длины, чтобы его внешний заостренный конец выступал над поверхностью прокладок-амортизаторов на 3 — 4 мм. Делай это осторожно, чтобы не деформировать мембрану. Готовый звукосниматель при­крепи к деке гитары липкой бумагой или изоляционпой лентой с таким рас­четом, чтобы острие иглы лишь слегка упиралось в деку. При этом мембрана ни в коем случае не должна сильно прогибаться. Иначе она станет касаться полюсных наконечников магнита и звук будет искаженным.

Звукосниматель соединяй со входом усилителя звуковой частоты экрани­рованным проводом, а его экран заземли. Во время игры на гитаре попробуй звукосниматель перемещать по поверхности деки, чтобы найти ему такое место, где звучание музыки будет наиболее приятным.

Наиболее существенный недостаток такого электромузыкального инструмен­та заключается в том, что звукосниматель преобразует в электрический сигнал колебания не самих струн, а резонирующей деки. Стоит случайно задеть или слегка ударить по деке, и звукосниматель преобразует создающиеся при этом колебания деки в электрический сигнал-помеху. Этого недостатка нет в электро­гитарах, где на звукосниматель воздействуют непосредственно струны.

Схему одного из таких датчиков-звукоснимателей ты видишь на рис. 314, а. Возле полюсов постоянного магнита, на котором намотана катушка, располо­жена стальная струна. Подчеркиваю: стальная, т. е. ферромагнитная, ибо она должна сгущать силовые линии поля магнита между его полюсами. Колеба­ния струны изменяют состояние поля магнита, и в катушке индуцируется э.д.с. звуковой частоты. Если возле полюсов магнита колеблются все струны гитары, то все они будут наводить в катушке электрические сигналы звуковой частоты.

На том же рисунке (рис. 314,6) показана и одна из возможных конструк­ций такого звукоснимателя. Его электромагнитная система состоит из Г-образного основания 1 и намагниченного сер­дечника 2 прямоугольного сечения с на­саженной на него катушкой 3. Сер­дечник и основание образуют U-образный магнит с полюсами на обращен­ных кверху гранях. Звукосниматель, за­крытый кожухом 4, с помощью винтов 5 и планки 6 крепят под струнами на их нижней подставке. Через выводные контакты катушку электромагнитной си­стемы соединяют с входом усилителя зву­ковой частоты экранированным про­водом.

Размеры звукоснимателя и его де­талей я не указываю, так как они зави­сят от конкретной конструкции гитары. Важно лишь, чтобы длина сердечника магнитной системы была не меньше рас­стояния между крайними струнами, а верхние грани магнита находились на расстоянии 3 — 4 мм от струны.

Для основания и крепежной планки 6 используй мягкую листовую сталь толщиной 2 — 2,5 мм. Сердечник представляет собой брусок из магнитного сплава или твердой углеродистой стали. Его можно изготовить из куска плоского напильника, особо тщательно обрабатывая нижнюю грань, которой он должен плотно прилегать к основанию. Приклей сердечник к основанию клеем БФ-2, а затем намагнить его, поместив внутрь катушки, через которую идет постоян­ный ток.

Катушка электромагнитной системы должна содержать примерно 3000 вит­ков провода ПЭВ 0,08—0,1. Ее надо намотать на подходящей болванке со съемными щечками, обмотать лентой из лакоткани или эластичной изоляци­онной лентой и плотно насадить на сердечник. Для соединения катушки с вы­ходными зажимами (или гнездами) звукоснимателя используй тонкий много­жильный монтажный провод. Картонный или из тонкой пластмассы кожух оклей изнутри медной или латунной фольгой. Фольга будет электростати­ческим экраном катушки, поэтому ее следует соединить с основанием.

Звукосниматель готов. Укрепи его на гитаре и испытай в работе.

Можешь испытать еще одну конструкцию электромагнитного звукоснима­теля, в котором роль магнитов выполняют намагниченные струны гитары (рис. 315). Для такого звукоснимателя потребуются семь (по числу струн) колец из феррита марки 10.0НМ с наружным диаметром 10 и внутренним 6 мм. Кольца аккуратно разломи на половинки. Закрепи на них проволочные выводы, а затем на полукольца намотай до заполнения провод марки ПЭВ. Склей полукольца клеем БФ-2, а обмотки на них соедини последовательно. У тебя получатся звукоснимающие головки. Для обмоток головок первой и второй струн надо использовать провод ПЭВ 0,12, для головок остальных струн ПЭВ 0,1.

Головки смонтируй на штырьках или пустотелых заклепках, запрессованных в гетинаксовую плату, располагая головки так, как показано на рис. 315. Обмотки всех головок соедини последовательно. К гетинаксовому основанию приклей два боковых бруска из органического стекла и две боковые щечки, вырезанные из любого изоляционного материала. В отверстия в торцах боковых брусков вверни шпильки, с помощью которых звукосниматель будешь крепить к стойке струн гитары. Выводами звукоснимателя могут быть штепсельные гнезда, запрессованные в один из боковых брусков, или зажимы.

Крепить звукосниматель на гитаре надо с таким расчетом, чтобы он средней продольной линией был удален от задней стойки струн на 30 мм, а зазоры ферритовых головок — на 1,5 — 2 мм от струн.

Прежде чем играть на такой электрогитаре, участки ее струн против зазоров ферритовых головок надо намагнитить, поднося магнит к каждой струне на расстояние 1,5 — 2 мм. При этом полюса магнита должны чередо­ваться от струны к струне.

Колеблясь над рабочими зазорами ферритовых головок, намагниченные струны возбуждают в их обмотках переменную э. д. е., которая и подается к усилителю звуковой частоты.

Свободное пространство между боковыми брусками и щечками хорошо залить смолой, а еще лучше — эпоксидным клеем. Это защитит головки от возможных механических повреждений и придаст звукоснимателю прочность.

Остается ответить на вопрос, который ты давно хотел задать: какой уси­литель можно использовать для электрогитары. Любой усилитель звуковой частоты со входом, рассчитанным на подключения к нему звукоснимателя и выходной мощностью не менее 1 Вт. Если, однако, усиление окажется недостаточным для громкого звучания, придется добавить предварительный каскад усиления колебаний звуковой частоты, включив его транзистор по схе­ме ОЭ. Полагаю, что с этой задачей ты справишься самостоятельно.

Теперь… О ЦВЕТОМУЗЫКЕ

В. Г. Борисов. Юный Радиолюбитель

Яндекс.Метрика