Цветомузыкальная приставка


Схема возможного варианта такой приставки изображена на рис. 317. Со звуковой катушки головки Гр усилителя звуковой частоты, например, транзис­торного электрофона или лампового усилителя, о которых я рассказывал в одиннадцатой беседе (схемы см. на рис. 184 и 189), сигнал звуковой частоты подается на базы транзисторов Т1 — Т3 через соответствующие им частот­ные фильтры. Роль фильтра канала высших частот выполняет конденсатор С1 он хорошо пропускает колебания наиболее высоких частот и оказывает зна­чительное сопротивление колебаниям средних и низших частот. Дроссель Др1 и конденсатор С2 образуют фильтр средних частот. Функцию фильтра низших частот выполняет дроссель Др2) индуктивное сопротивление которого для сред­них и высших частот большое, а для низших малое. В коллекторные цепи транзисторов включены лампы накаливания Л1 — Л3, цвета которых соответ­ствуют принятому частотному делению колебаний звукового диапазона.

Исходное состояние транзисторов — закрытое. В это время токи коллек­торных цепей транзисторов ничтожно малы и лампы, включенные в эти цепи, не светятся. Но вот заиграла музыка. В это время отрицательные полуволны сигналов, прошедших через фильтры, открывают транзисторы, в их коллек­торных цепях появляются токи и лампы начинают светиться. Чем сильнее электрические сигналы, тем больше открываются транзисторы и ярче светятся лампы. Если преобладают звуки низких тонов, то ярче других светится лампа красного цвета, а если преобладают звуки высоких и средних тонов, то ярче светятся лампы синего и зеленого цветов. В результате на экране, освещаю­щемся лампами, создаются различные цветовые гаммы.

Чтобы изменяющиеся токи транзисторов не влияли на работу усилителя, являющегося источником сигналов звуковой частоты, приставка питается от самостоятельного однополупериодного выпрямителя на диоде Д{. Пульсации выпрямленного напряжения сглаживаются электролитическим конденсатором большой емкости.

Транзисторы приставки могут быть низкочастотными или высокочастот­ными, но обязательно средней (или большой) мощности, например П213, П214, ГТ403, П601. Лампы накаливания — от карманного электрического фонаря (3,5 В х 0,28 А). При наиболее громких звуках суммарный ток ламп приставки может достигать 0,7—0,8 А. Поэтому в выпрямителе блока питания должен работать диод, рассчитанный на выпрямленный ток около 1 А. Если не ока­жется такого диода, в выпрямитель можно включить четыре диода серии Д226 или Д7, соединив их по мостовой схеме.

В качестве трансформатора питания можно использовать выходной транс­форматор кадровой развертки ТВК-110, ТВК-90 телевизора, как это было в электрофоне, или любой другой трансформатор, понижающий напряжение сети до 5-6 В. Напряжение на выходе выпрямителя должно быть не менее 7-8 В.

Дроссель Др1 фильтра канала средних частот намотай на двух, сложен­ных вместе ферритовых кольцах с внешним диаметром 7 мм, а дроссель Др2 канала низших частот — на трех, сложенных вместе, таких же кольцах. На каждый из таких сердечников надо намотать по 200 витков провоза ПЭЛШО или ПЭВ 0,1.

Рис.317. Принципиальная схема цветомузыкальной приставки.

Рис. 318. Возможная конструкция эк­рана цветомузыкальной приставки.

Конструкция экрана с освещающими его лампами может быть такой, как показанная на рис. 318. Лампы, баллоны которых окрашены цветными лаками, размещены на задней стенке ящика, оклеенного с внутренней стороны алюми­ниевой фольгой. Фольга (или жесть) выполняет роль рефлектора. Экраном, являющимся передней стенкой ящика, служит молочное стекло размерами не более 13 х 18 см. Расстояние между экраном и лампами может быть 12 — 15 см. От ламп идут провода к соответствующим им транзисторам, смонтирован­ным вместе с фильтрами и блоком питания в другом ящике.

Экраном может также служить прозрачное органическое стекло, предвари­тельно обработанное тепловым методом. Для этого пластинку органического стекла нужного размера надо нагреть над пламенем газовой горелки или костра, но осторожно, чтобы органическое стекло не воспламенилось, а затем остудить его между плоскими предметами. При такой обработке органиче­ского стекла в его толще образуются газовые пузырьки, хорошо рассеивающие свет.

Советую смонтировать детали приставки на макетной панели, испытать ее в работе, и только после этого решать вопрос о ее конструкции.

Какие дополнения можно внести в цветомузыкальную приставку? В кол­лекторные цепи транзисторов можно включить не по одной, а по две-три, соединенные параллельно, лампы. Но тогда в выпрямителе надо будет исполь­зовать диод на ток 3 — 5 А, например Д242А, а транзисторы, чтобы не перегре­вались, установить на теплоотводы.

Между базами и коллекторами транзисторов можно включить переменные или подстроечные резисторы сопротивлением по 2—3 кОм. Вместе с постоян­ными резисторами R1 — R3 они образуют делители напряжений, открывающие транзисторы. При налаживании приставки введенные сопротивления этих ре­зисторов подбери такими, чтобы нити накала ламп чуть светились. В даль­нейшем этими резисторами по своему вкусу можно будет регулировать яр­кость свечения ламп любого из каналов цветности.

* * *

На этом я заканчиваю беседу, посвященную знакомству с электро- и цветомузыкой..

В. Г. Борисов. Юный Радиолюбитель

Яндекс.Метрика