Цветомузыкальная приставка
Схема возможного варианта такой приставки изображена на рис. 317. Со звуковой катушки головки Гр усилителя звуковой частоты, например, транзисторного электрофона или лампового усилителя, о которых я рассказывал в одиннадцатой беседе (схемы см. на рис. 184 и 189), сигнал звуковой частоты подается на базы транзисторов Т1 — Т3 через соответствующие им частотные фильтры. Роль фильтра канала высших частот выполняет конденсатор С1 он хорошо пропускает колебания наиболее высоких частот и оказывает значительное сопротивление колебаниям средних и низших частот. Дроссель Др1 и конденсатор С2 образуют фильтр средних частот. Функцию фильтра низших частот выполняет дроссель Др2) индуктивное сопротивление которого для средних и высших частот большое, а для низших малое. В коллекторные цепи транзисторов включены лампы накаливания Л1 — Л3, цвета которых соответствуют принятому частотному делению колебаний звукового диапазона.
Исходное состояние транзисторов — закрытое. В это время токи коллекторных цепей транзисторов ничтожно малы и лампы, включенные в эти цепи, не светятся. Но вот заиграла музыка. В это время отрицательные полуволны сигналов, прошедших через фильтры, открывают транзисторы, в их коллекторных цепях появляются токи и лампы начинают светиться. Чем сильнее электрические сигналы, тем больше открываются транзисторы и ярче светятся лампы. Если преобладают звуки низких тонов, то ярче других светится лампа красного цвета, а если преобладают звуки высоких и средних тонов, то ярче светятся лампы синего и зеленого цветов. В результате на экране, освещающемся лампами, создаются различные цветовые гаммы.
Чтобы изменяющиеся токи транзисторов не влияли на работу усилителя, являющегося источником сигналов звуковой частоты, приставка питается от самостоятельного однополупериодного выпрямителя на диоде Д{. Пульсации выпрямленного напряжения сглаживаются электролитическим конденсатором большой емкости.
Транзисторы приставки могут быть низкочастотными или высокочастотными, но обязательно средней (или большой) мощности, например П213, П214, ГТ403, П601. Лампы накаливания — от карманного электрического фонаря (3,5 В х 0,28 А). При наиболее громких звуках суммарный ток ламп приставки может достигать 0,7—0,8 А. Поэтому в выпрямителе блока питания должен работать диод, рассчитанный на выпрямленный ток около 1 А. Если не окажется такого диода, в выпрямитель можно включить четыре диода серии Д226 или Д7, соединив их по мостовой схеме.
В качестве трансформатора питания можно использовать выходной трансформатор кадровой развертки ТВК-110, ТВК-90 телевизора, как это было в электрофоне, или любой другой трансформатор, понижающий напряжение сети до 5-6 В. Напряжение на выходе выпрямителя должно быть не менее 7-8 В.
Дроссель Др1 фильтра канала средних частот намотай на двух, сложенных вместе ферритовых кольцах с внешним диаметром 7 мм, а дроссель Др2 канала низших частот — на трех, сложенных вместе, таких же кольцах. На каждый из таких сердечников надо намотать по 200 витков провоза ПЭЛШО или ПЭВ 0,1.
Рис.317. Принципиальная схема цветомузыкальной приставки.
Рис. 318. Возможная конструкция экрана цветомузыкальной приставки.
Конструкция экрана с освещающими его лампами может быть такой, как показанная на рис. 318. Лампы, баллоны которых окрашены цветными лаками, размещены на задней стенке ящика, оклеенного с внутренней стороны алюминиевой фольгой. Фольга (или жесть) выполняет роль рефлектора. Экраном, являющимся передней стенкой ящика, служит молочное стекло размерами не более 13 х 18 см. Расстояние между экраном и лампами может быть 12 — 15 см. От ламп идут провода к соответствующим им транзисторам, смонтированным вместе с фильтрами и блоком питания в другом ящике.
Экраном может также служить прозрачное органическое стекло, предварительно обработанное тепловым методом. Для этого пластинку органического стекла нужного размера надо нагреть над пламенем газовой горелки или костра, но осторожно, чтобы органическое стекло не воспламенилось, а затем остудить его между плоскими предметами. При такой обработке органического стекла в его толще образуются газовые пузырьки, хорошо рассеивающие свет.
Советую смонтировать детали приставки на макетной панели, испытать ее в работе, и только после этого решать вопрос о ее конструкции.
Какие дополнения можно внести в цветомузыкальную приставку? В коллекторные цепи транзисторов можно включить не по одной, а по две-три, соединенные параллельно, лампы. Но тогда в выпрямителе надо будет использовать диод на ток 3 — 5 А, например Д242А, а транзисторы, чтобы не перегревались, установить на теплоотводы.
Между базами и коллекторами транзисторов можно включить переменные или подстроечные резисторы сопротивлением по 2—3 кОм. Вместе с постоянными резисторами R1 — R3 они образуют делители напряжений, открывающие транзисторы. При налаживании приставки введенные сопротивления этих резисторов подбери такими, чтобы нити накала ламп чуть светились. В дальнейшем этими резисторами по своему вкусу можно будет регулировать яркость свечения ламп любого из каналов цветности.
* * *
На этом я заканчиваю беседу, посвященную знакомству с электро- и цветомузыкой..
- О цветомузыке
- Цветомузыкальная приставка-индикатор
- Простая цветомузыка на трех светодиодах
- Приставка с малогабаритными лампами
Последние статьи
- Схемы новогодних гирлянд
- Самостоятельный ремонт пульта ДУ
- Самодельная простая охранная сигнализация дома, или дачи
- Две простые схемы охранных устройств для квартиры
- Принцип работы транзистора
- Чем отличается переменный ток от постоянного
- Миниатюрный металлоискатель
- Таймер на 30 минут
- Лампа дневного света от батареи 12 Вольт
- Схема для автоматического включения освещения