Красный или зеленый?


В этой игре могут участвовать сколько угодно человек. Каждый поочередно предсказывает появление красного или зеленого светового сигнала. За угады­вание ему начисляют, например, 2 очка. Набравший наибольшее число очков за одинаковое с участниками число попыток и будет победителем.

Лучше всего, конечно, понять устройство игры позволяет ее схема (рис. 133). Правда, на первый взгляд она сложновата, но после подробного изучения многое прояснится. Поэтому постарайтесь внимательно проследить по схеме за всеми происходящими процессами, о которых будет сказано ниже.

КРАСНЫЙ ИЛИ ЗЕЛЕНЫЙ?

Рис. 133. Схема игры «Красный или зеленый?»

Начнем справой части самоделки, собранной на транзисторах V3, V4 и V7, V8. Нетрудно заметить, что схема ее похожа на схему устройства для игры «Кто быстрее?». Исключение составляет подстроечный резистор R10 и постоян­ные резисторы R7 и R8. Что касается подстроечного резистора, то он помогает подобрать лучший режим работы этой самоделки. А резисторы R7 и R8 по­могают заменить механическое включение той или иной лампы, которое производилось кнопками в предыдущей игре, подачей управляющего сигнала на базу транзисторов V4 и V7.

Управляющие сигналы снимаются с мультивибратора (его устройство вам уже знакомо), собранного на транзисторах V1 и V2. Причем эти сигналы по­даются на базы транзисторов через диоды V5 и У6 поочередно — то на базу одного транзистора, то на базу другого. И, надо сказать, подаются чаще, чем это можно сделать вручную, — несколько десятков раз в секунду. Однако происходит это лишь при нажатой кнопке 51. Лампы зажигаются тоже по­очередно, хотя из-за большой частоты включения и выключения кажется, что обе они горят постоянно, но с меньшей яркостью.

Стоит отпустить кнопку, как останется горящей лишь одна из ламп. Ка­кая — трудно угадать. Все зависит от того, на базу какого транзистора посту­пил последний сигнал перед отпусканием кнопки. А это, как вы понимаете, никто предсказать не может. Поэтому и приходится угадывать, какая из ламп, красная (например, HI) или зеленая (H2), будет гореть после отпускания кнопки.

Лампы лучше взять такие же, как и в предыдущей конструкции, — на нап­ряжение 3,5 В и ток 0,26 А. А транзисторы V3, V4 и V7, V8 должны быть МП25Б, МП26Б с коэффициентом передачи тока 40 — 50. С таким же коэффи­циентом следует взять и транзисторы V1, V2 (они могут быть, кроме МП42Б, типа МП39Б, МП41, МП41А). Диоды V5, V6 типа Д2 с любым буквенным ин­дексом (Д2А, Д2Б, Д2В и т. д.). Постоянные резисторы — МЛТ-0,5, подстро-ечные — СП-1. Электролитические конденсаторы — ЭМ, К50-3, К50-12, но вполне подойдут и К50-6. В любом варианте рабочее напряжение конденса­торов не должно быть ниже указанного на схеме. Выключатель питания 52 — тумблер ТВ2-1, кнопка 51 любой конструкции, например, от электрического звонка, батарея питания — 3336Л. Подойдет и другой источник питания, на­пример, составленный из трех последовательно соединенных элементов 343 или 373. Но это повлечет увеличение габаритов конструкции.

КРАСНЫЙ ИЛИ ЗЕЛЕНЫЙ?

Рис. 134. Монтажная плата игры «Красный или зеленый?»: а — расположение деталей; б — внешний вид смонтированной платы

КРАСНЫЙ ИЛИ ЗЕЛЕНЫЙ?

Рис. 135. Металлический уголок для крепления подстроенного резистора

КРАСНЫЙ ИЛИ ЗЕЛЕНЫЙ?

Рис. 136. Внешний вид игры «Красный или зеленый?»

Все детали игры, кроме кнопки и 6atapen питания, смонтируйте на плате (рис. 134) из изоляционного материала в такой последовательности. Сначала, конечно, установите монтажные шпильки и просверлите по углам платы кре­пежные,отверстия диаметром 3,5 мм. Затем просверлите отверстия под цоколи ламп и тумблер, установите тумблер и вверните в плату лампы. Как и в преды­дущей конструкции, соедините проводниками резьбовую часть ламп с выводом тумблера. Припаяйте к шпилькам все постоянные резисторы и подпаяйте пе­ремычки между шпильками. Припаяйте диоды, а затем электролитические кон­денсаторы. Соедините проводниками шпильки, к которым припаяны верхние по схеме выводы резисторов R1, R4, R5, с резьбовой частью лампы H1. Под­паяйте оставшиеся выводы ламп к соответствующим шпилькам (здесь нужен провод в изоляции). Припаяйте все транзисторы.

Изготовьте из алюминия или дюралюминия два уголка (рис. 135) и уста­новите на них подстроечные резисторы. Прикрепите уголки винтами к плате (предварительно, конечно, просверлите для этого четыре отверстия диамет­ром 3,5 мм) и подпаяйте выводы резисторов к деталям на плате. Впаяйте между оставшимся выводом резистора R2 и соответствующей шпилькой на плате постоянный резистор R3, а между таким же выводом резистора R 10 и платой — постоянный резистор R9.

Смонтированную плату установите внутри корпуса самоделки (рис. 136) так, чтобы наружу выступали баллоны ламп и ручка выключателя питания. В задней стенке корпуса просверлите отверстия напротив ручек подстроечных резисторов. К верхней стенке корпуса прикрепите кнопку, пропустив провод­ники от ее контактов через отверстия внутрь корпуса. Металлической скобой закрепите батарею питания на съемной нижней крышке. Подпаяйте к плате проводники от кнопки и выводов батареи. Баллон одной лампы окрасьте лаком в красный цвет, а другой — в зеленый или закройте их сверху прозрачными колпачками соответствующих цветов.

После тщательной проверки всех соединений (монтаж этого устройства довольно сложен) установите движок резистора R10 в крайнее левое по схеме положение (до упора против часовой стрелки) и подайте тумблером питание. Должна загореться лампа HI. Плавно перемещая движок резистора R10 в другое крайнее положение, периодически включайте и выключайте питание. Вы заметите, что при определенном положении движка лампа Н1 при последу­ющих подачах питания перестанет зажигаться, а вместо нее будет гореть лам­па H2. Установите движок резистора в такое положение, чтобы при подаче питания зажиганию лампы Н1 предшествовала слабая вспышка лампы H2. Если такого положения не удастся установить, придется подобрать резистор R9 — заменить его другим, с большим или меньшим сопротивлением.

Как определить, в какую сторону нужно изменять сопротивление резистора R9? Если лампа H2 не вспыхивает даже в крайнем правом по схеме положении движка резистора R10, значит, сопротивление резистора R9 должно быть не­сколько большим — 2; 2,2; 2,4; 2,7 кОм. Если же лампа H2 зажигается вместо лампы H1 уже при крайнем левом положении движка, сопротивление резисто­ра R9 следует уменьшить до 1,6, 1,3 или 1,2 кОм. Резистор R9 можно считать правильно подобранным, если переключение ламп происходит примерно в сред­нем положении движка резистора R10.

Закончив эту операцию, приступайте к подстройке генератора-мультивиб­ратора. Нажав на кнопку 51, вы увидите, что обе лампы будут гореть примерно вполнакала и немного мигать — это результат поочередного поступления сиг­налов на базы транзисторов V4 и V7. И все же нетрудно заметить, что одна из ламп будет светиться несколько ярче другой. Попробуйте уравнять яркость ламп перемещением движка подстроечного резистора R2. Проверьте правиль­ность подстройки, отпустив и нажав кнопку, скажем, десять раз. Если лампы после отпускания кнопки зажгутся примерно одинаковое число раз, все в по­рядке. Если же одна из ламп будет зажигаться чаще другой, придется точнее установить движок резистора R2. Руководствуйтесь правилом: чтобы увеличить число зажиганий лампы H1, нужно переместить движок резистора в более верх­нее по схеме положение (повернуть по часовой стрелке). А чтобы чаще вспы хивала лампа H2, движок резистора устанавливают ближе к нижнему по схеме выводу.

Естественно, лучшим вариантом настройки можно считать тот, при ко­тором лампы зажигаются примерно одинаковое число раз в среднем положе­нии движка резистора R2.

Может случиться, что добиться этого удастся лишь при одном из крайних положений движка резистора R2. Избавиться от такого положения можно либо подбором сопротивления резистора R3, либо перемещением движка ре­зистора 7? 10 в небольших пределах в ту или другую сторону.

Таким образом, совместной подстройкой резисторов R2 и R10 постарайтесь добиться, чтобы из десяти попыток лампы зажигались близкое друг к другу или одинаковое число раз.

Закончив подстройку, закройте нижнюю крышку — игру можно исполь­зовать по назначению. По мере разряда батареи следите за правильностью настройки, периодически проверяйте перед длительной игрой вероятность зажигания ламп и в случае необходимости пользуйтесь подстроечными рези­сторами. Старайтесь экономить батарею, включая питание непосредственно перед игрой. Не допускайте продолжительных пауз между «ходами», стреми­тесь играть возможно быстрее.

Яндекс.Метрика