Приставки к электрогитаре


Популярность электрогитары сегодня во многом объясняется возможностью подключать к ней электронные приставки, позво­ляющие получать самые разнообразные звуковые эффекты. Среди музыкантов-электрогитаристов можно услышать незнакомые для непосвященных слова «вау», «бустер», «дистошн», «тремоло» и другие. Все это — названия эффектов, получаемых во время исполнения мелодий на электрогитаре.

О некоторых приставках для получения подобных эффектов и пойдет рассказ. Все они рассчитаны на работу как с промышленными звукоснимателями, устанавливаемыми на обычную гитару, так и с самодельными, изготовленными по описаниям в популярной радиолюбительской литературе.

«Бустер»-приставка. Если ударить медиатором по одной из струн гитары и посмотреть на осциллографе форму электрических колебаний, снимаемых с выводов звукоснимателя, то она напомнит импульс с заполнением. Фронт «импульса» более крутой по сравнению со спадом, а «заполнение» — не что иное, как почти синусоидальные колебания, промодулированные по амплитуде. Это значит, что громкость звука при ударе по струне нарастает быстрее, чем спадает. Время нарастания звука музыканты называют атакой.

Динамика исполнения на гитаре возрастет, если ускорить атаку, т. е. увеличить скорость нарастания звука. Получающийся при этом эффект звучания получил название «бустер». Схема приставки для получения такого эффекта приведена на рис. 89. Она рассчитана на работу с бас-гитарой, которой обычно отводит­ся важная роль в вокально-инструментальных ансамблях. Выполняя ритмический рисунок музыкальной композиции, бас-гитара нередко становится и солирующим инструментом.

Чтобы получить эффект «бустер», достаточно эффективно, воспроизвести нижние частоты (основной тон) и форманту высших частот в диапазоне 2000…5000 Гц для подчеркивания атаки, и подавить в определенной степени обертона в диапазоне частот 500… 1000 Гц. Эту задачу выполняет предлагаемая приставка.

Сигнал с датчика электрогитары поступает на разъем XS1, а затем на предварительный усилитель, выполненный на полевом транзисторе VT1. Со стока транзистора сигнал поступает через конденсатор С4 на разъем XS3, к которому подключают основной усилитель электрогитары.

В предварительном усилителе использовано два резонансных контура, поэтому частотная характеристика приставки неравно­мерна. Контур L1C1, включенный в стоковую цепь транзистора, настроен на частоту примерно 2800 Гц, в результате чего уси­ление приставки на этих частотах возрастает в 10… 15 раз. Контур L2C3 в истоковой цепи настроен на частоту около 500 Гц, и сигналы такой частоты ослабляются приставкой в 2…3 раза. На более низших частотах усиление приставки близко к единице.

Питается приставка от источника GB1, который подключается к усилителю при вставленной ответной части разъема XS2.

Полевой транзистор может быть, кроме указанного на схеме, КП103К, КП103М. Все резисторы — МЛТ-0,25; конденса­торы С2, С4 — К50-6; С1, СЗ — КЛС. Разъемы XS1, XS3 — СГ-5, XS2 — от ненужной «Кроны». Источник питания — батарея «Крона». Катушки должны быть индуктивностью примерно 1 Гн. Удобно использовать готовые катушки, например вторичную обмотку согласующего трансформатора (СТ-1А) радиоприемника «Соната». Этот трансформатор выполнен на магнитопроводе Ш4Х6. его вторичная обмотка содержит 2X500 витков прово­да ПЭВТЛ-1 0,11, сопротивление обмотки примерно 70 Ом. Подойдут аналогичные трансформаторы и от других переносных или малогабаритных радиоприемников. При необходимости каждую катушку можно намотать на кольце типоразмера К20Х12Х6 из феррита 2000НН — она должна содержать 500 витков провода ПЭВ-1 0,1…0,12.

                          

Рис. 89. Схема приставки «бус­тер»          Рис. 90. Монтажная плата при­ставки

Детали приставки, кроме разъемов и источника питания, монтируют на плате (рис. 90) из изоляционного материала толщиной 1…1,5 мм. Плату размещают в любом корпусе подходя­щих габаритов либо непосредственно на электрогитаре.

Настройка приставки заключается в подборе резистора R3 с таким сопротивлением, чтобы ток стока транзистора составлял 0,8…1 мА.

«Вау»-приставка. Если при прослушивании музыкальной передачи, скажем, через радиоприемник начать быстро и в ши­роких пределах поворачивать ручку регулировки тембра, звук обретет новую окраску, появится модуляция, схожая со звуками «ква-ква» или «вау-вау». Такой эффект проявляется и при исполнении мелодии на электрогитаре, сигнал с которой проходит через специальную приставку. Недаром подобные приставки нередко называют «квакушками».

Рис. 91. Схема простой «вау»-приставки

Обычно «вау»-приставка устроена так, что ее амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) может изменяться переменным резистором или автоматическим регулятором резонансной часто­ты. При этом в области низших частот на почти прямолинейной АЧХ возникает резонансный «горб» (он похож на резонансную кривую колебательного контура), который можно перемещать с помощью ножной педали, механически связанной с осью переменного резистора, по АЧХ в сторону высших частот.

Конструкций «вау»-приставок много, рассмотрим лишь некоторые из них, наиболее доступные для повторения начина­ющими радиолюбителями.

Приведенная на рис. 91 приставка представляет собой однокаскадный избирательный усилитель, выполненный на тран­зисторе VT1. Между выходом и входом усилителя включена цепочка из резисторов R3 — R5 и конденсаторов СЗ — С5, образующая двойной Т-образный мост, — через него осущест­вляется отрицательная обратная связь. От параметров деталей цепочки зависит резонансная частота каскада (иначе говоря, его АЧХ). Переменным резистором R5 ее можно «сдвигать» по АЧХ в довольно широких пределах. С осью этого резистора связана ножная педаль, на которую нажимают во время игры. Когда педаль отпущена, движок резистора должен находиться в нижнем по схеме положении.

Полосу пропускания усилителя и усиление каскада регули­руют переменным резистором R2: чем ниже по схеме находится движок резистора (т. е. чем больше введено сопротивление резистора), тем меньше усиление каскада и уже полоса про­пускания.

Датчик электрогитары подключают к разъему XS1, а с разъема XS2 сигнал подают на основной усилитель.

Приставка экономична, потребляемый ею ток не превышает 0,7 мА, поэтому в качестве источника питания можно использо­вать батарею «Крона» (ее хватит на несколько сотен часов работы).

Транзистор может быть другой — из серий КТ315, КТ342В или аналогичный высокочастотный транзистор с коэффициентом передачи тока не менее 100. Конденсатор С2 — К50-6, остальные конденсаторы могут быть МБМ, КЛС. Постоянные резисторы — МЛТ-0,25, переменные — СП-I группы Б (с обратной логариф­мической зависимостью изменения сопротивления от угла поворота оси). Разъемы и выключатель питания — любой конструкции.

Рис. 92. Схема универсальной «вау»-приставки

Деталей в приставке немного, их монтируют на небольшой плате (предлагаем составить ее рисунок самостоятельно) из изоляционного материала, а плату размещают внутри метал­лического корпуса, который в свою очередь соединяют провод­ником с минусовым проводом питания.

Если в приставке установлен транзистор с указанным коэф­фициентом передачи и монтаж выполнен без ошибок, приставка начинает работать сразу и в налаживании не нуждается.

Схема другой «вау»-приставки приведена на рис. 92. Она более универсальна по сравнению с предыдущей, поскольку позволяет получить не только эффект «вау-вау», но и «бустер», «вау-бустер», «мягкая атака». С эффектами «вау» и «бустер» вы уже знакомы. Эффект «мягкая атака» заключается в том, что после щипка струны громкость звука нарастает медленнее, чем это есть на самом деле.

Итак, вернемся к схеме приставки. Она содержит резонанс­ный усилитель на транзисторах VT2, VT3 с перестраиваемым Т-мостом в цепи отрицательной обратной связи, и манипулятор на транзисторе VT1. В показанном на схеме положении кнопочных переключателей SB1 и SB2 приставка работает в режиме «вау-вау». Входной сигнал подается на усилитель, а эффект «вау-вау» получают перемещением движка переменного резистора R10 (он связан механически с ножной педалью).

Когда нажимают кнопку переключателя SB1, подвижные контакты секций SB1.1 и SB1.2 соединяются с нижними по схеме неподвижными контактами и усилитель отключается. Всту­пает в действие манипулятор. Он управляется металлическим медиатором, которым теперь пользуются во время игры на гитаре вместо пластмассового. Такой медиатор может быть вырезан из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. К фольгированной поверхности припаивают тонкий многожиль­ный монтажный провод в поливинилхлоридной изоляции. Еще лучше использовать тонкий экранированный провод, экраниру­ющую оплетку которого соединяют с общим проводом приставки. Струны гитары в этом случае также должны быть соединены с общим проводом приставки — «заземлены».

При касании металлической стороной медиатора струны, замыкается цепь нагрузки элемента G1. Через резистор R1 заряжается конденсатор С1, а затем открывается транзистор VT1. Переменными резисторами R1 и R2 можно изменять продолжительность зарядки конденсатора и степень открывания транзистора. В зависимости от положения движков этих резисто­ров выполняется эффект «бустер» либо «мягкая атака». Но следует учесть, что во избежание влияния импульса зарядного тока на качество звука (появление щелчков) не рекомендуется выводить движок резистора R1 в крайнее левое (по схеме) положение.

Когда же понадобится эффект «вау-бустер», нажимают кнопку SB2, a SB1 устанавливают в показанное на схеме положение. Вместо переменного резистора R10 к Т-мосту подключается участок коллектор-эмиттер транзистора VT1. Теперь при касании медиатором струны по мере зарядки конденсатора, а значит, уменьшения сопротивления участка коллектор-эмиттер транзистора, Т-мост усилителя перестраивается на более высокую частоту. Подчеркиваются высокочастотные составляющие спектра сигнала. По мере разрядки конденсатора С1 после щипка струны сопротивление указанного участка транзистора VT1 увеличивается, и резонансный пик на АЧХ усилителя смещает­ся в область нижних частот.

Если приставка работает с гитарой, спектр звучания которой содержит высокочастотные составляющие, а длитель­ность перестройки моста невелика (например, при малых введенных сопротивлениях резисторов R1 и R2), на слух этот процесс будет восприниматься как быстрая смена звука «и» на «у».

При медленном темпе игры исполнитель может дополнитель­но реализовать еще один эффект — «тембровое вибрато», харак­терный «вибрирующим» по громкости звуком. Для этого нужно периодически прикасаться свободным пальцем правой руки к ме­таллическому участку медиатора (конечно, после щипка струны).

Когда понадобится отключить все эффекты, достаточно нажать кнопку SB1 и извлекать звуки обычным медиатором или пальцами.

                

Рис. 93. Монтажная плата приставки       Рис. 94. Схема беспедальной «вау»-приставки

В приставке можно применить транзисторы серий МП39 — МП42 с возможно большим коэффициентом передачи тока. Указанные на схеме транзисторы П416Б и П28 используются в усилителе лишь с целью уменьшить уровень шумов на выходе приставки при работе ее в режиме «вау-вау». Транзистор VT1 гдолжен быть с возможно большим отношением сопротивлений участка коллектор-эмиттер в закрытом и открытом (насыщен­ном) состояниях.

Постоянные резисторы — МЛТ-0,25 (можно МЛТ-0,125), переменные — СП-I (R1 и R10 желательно взять группы А с линейной характеристикой). Оксидные конденсаторы — К50-6, остальные — МБМ, БМТ, КЛС. Кнопочные переключатели — П2К без самовозврата (нажимной с возвратом повторным нажатием), разъемы — СГ-3 или СГ-5, выключатель SA1 — любой конструкции, источник питания GB1 — батарея «Крона» или две последовательно соединенные батареи 3336, источник питания манипулятора G1 — гальванический элемент 316, 332 или другой.

Конструктивно приставка может быть выполнена в виде небольшого корпуса с ручками управления на передней панели или в виде педали с ножным переключением режимов. В послед­нем варианте желательно применить более прочные переключа­тели, скажем, кнопочные КПЗ либо тумблеры ТВ1, ТЗ.

В любом варианте часть деталей приставки монтируют на плате (рис. 93), которую укрепляют внутри корпуса или педали.

При исправных деталях и безошибочном монтаже приставка налаживания не требует.

Схема следующей приставки (рис. 94) несколько напоминает схему предыдущей, поскольку в ней также использован резонанс­ный усилитель с Т-мостом в цепи обратной связи и манипулятор. Но выполнена приставка по более простой схеме и рассчитана на работу без ножной педали.

Нетрудно заметить, что участок коллектор-эмиттер транзистора VT2 выполняет роль переменного резистора в Т-мосте усилителя, собранного на транзисторах VT1 и VT3. Как и в предыдущем случае, управляют транзистором VT2 с помощью металлического медиатора, соединенного с базовой цепью тран­зистора. Как только медиатором касаются струны, сопротивление участка коллектор-эмиттер транзистора VT2 падает, а затем, по мере разрядки конденсатора СЗ, возрастает и становится исходным. При этом частота фильтра усилителя перестраивается примерно от 200 до 2500 Гц (она определяется в основном емкостью конденсаторов С2, С5 и сопротивлением указанного участка транзистора VT2). Одновременно изменяется атака звука. Формируется интересное звучание, несколько отлича­ющееся от обычного «вау»-эффекта. Резистором R4 можно плавно изменять продолжительность перестройки частоты фильтра и атаку звука. Кроме того, совместно с конденсатором СЗ резистор R4 позволяет ослабить щелчки в динамической головке в момент касания медиатором струны.

Чтобы работа приставки меньше зависела от разницы в выходном сопротивлении различных датчиков или устройств, включаемых между датчиком и приставкой, на входе стоит согласующий резистор R1. Приставка хорошо работает при входном сигнале амплитудой около 5 мВ. Увеличение амплитуды вдвое может привести к появлению заметных на слух нелиней­ных искажений.

С целью уменьшить уровень собственных шумов транзисто­ры приставки работают в режиме малого тока. Это позволило также снизить потребляемый приставкой ток от источника питания до 0,3 мА.

Транзисторы КТ312Б можно заменить любыми из серии КТ315, а вместо МП42Б применить любой другой маломощный германиевый транзистор структуры p-n-р. Источник питания GB1 — батарея 3336 либо три элемента 332, 343, соединенные последовательно. Остальные детали — таких же типов, что и в предыдущей конструкции.

Детали приставки монтируют на плате, чертеж которой нетрудно составить самим, воспользовавшись чертежом платы предыдущей конструкции и расположением на ней аналогичных каскадов.

Налаживание приставки сводится к подбору режима тран­зисторов усилителя. Резистор R2 подбирают с таким сопротивле­нием, чтобы ток эмиттера транзистора VT1 был равен 40…50 мкА, а ток эмиттера транзистора VT3 — 250…300 мкА. Если усилитель склонен к самовозбуждению, следует зашунтировать резистор R5 конденсатором емкостью 10… 150 пФ.

Рис. 95. Схема автоматической «вау»-приставки

Схема еще одной приставки приведена на рис. 95. Она представляет интерес в том отношении, что «вау»-эффект формируется в ней автоматически, но в отличие от предыдущих конструкций для работы приставки не нужен металлический медиатор.

Приставка содержит два узла. С одним из них вы уже знакомы — это управляемый RC-фильтр, выполненный на тран­зисторах VT3, VT4 и содержащий Т-мост в цепи отрицательной обратной связи. Работа его ничем не отличается от подобных узлов предыдущих конструкций. Сигнал на фильтр поступает с разъема XS1, а снимается на основной усилитель электрогитары с разъема XS2.

Второй узел приставки — автоматического управления, соб­ран на транзисторах VT1, VT2, VT5 — VT7. Работает он только при показанных на схеме положениях подвижных контактов секций переключателя SA1, когда через секцию SA1.1 на узел поступает питающее напряжение, а через секцию SA1.2 управля­емый фильтр подключается к узлу-автомату.

Рис. 96. Монтажная плата приставки

Проследим за работой второго узла. Сигнал со звукоснима­теля электрогитары поступает на предварительный усилитель автомата, выполненный на транзисторах VT1, VT2. Усиленный им сигнал выпрямляется диодами VD1, VD2. Образующееся при этом на конденсаторе С7 постоянное напряжение подается На ждущий мультивибратор, выполненный на транзисторах VT5, VT6. Мультивибратор срабатывает, и на нагрузке одного из его плеч — резисторе R16 формируется импульс положительной Полярности амплитудой около 1,2 В и длительностью 0,1 с. Через цепочку Cl 1VD3C12R17C13 он поступает на базу транзистора VT7. Сопротивление участка коллектор-эмиттер этого транзистора изменяется, в результате чего изменяется и частота управляемого фильтра.

Продолжительность действия эффекта «вау» зависит от емкости конденсатора С12. Если выключателем SA2 к нему подключить конденсатор С14, продолжительность возрастает до 1,5 с. Диод VD3 препятствует разрядке времязадающих конденсаторов через открытый транзистор VT6 (когда мульти­вибратор возвращается в исходное состояние).

Когда переключатель SA1 переводят в положение «Педаль», приставка работает в обычном режиме «вау-вау». Частоту фильтра в этом случае изменяют переменным резистором R12, смонтированным в ножной педали.

В предварительном усилителе автомата могут работать другие, кроме указанных на схеме, кремниевые транзисторы малой мощности, структуры n-р-n и со статическим коэффициен­том передачи тока не менее 60. Транзисторы VT5, VT6 могут быть любые из серий МП35 — МП38. Вместо КТ301Е можно установить маломощные среднечастотные или высокочастотные кремниевые транзисторы с возможно большим коэффициентом передачи тока (но не более 100) и меньшими собственными шумами. Диоды — любые из серии Д9. Конденсаторы и резис­торы могут быть таких же типов, что и в предыдущих приставках. Источник питания — две последовательно соединенные батареи 3336, хотя подойдет и «Крона». При выборе источника питания следует учесть продолжительность ежедневной работы приставки и потребляемый ею ток — около 3 мА.

Большинство деталей приставки монтируют на плате (рис. 96), размеры которой определены из расчета использования указанных деталей (в частности, резисторы МЛТ-0,25, оксидные конденсаторы К50-6).

Налаживание приставки начинают с регулировки режимов транзисторов управляемого фильтра. Переключатель SA1 уста­навливают в положение «Педаль» и подбором резистора R5 добиваются на эмиттере транзистора VT4 постоянного напряже­ния 4…5 В. Проверяют работу приставки от педали. На вход приставки при этом должен поступать сигнал амплитудой не менее 40 мВ.

Затем переводят переключатель SA1 в положение «Авт.» и проверяют действие автомата. Подстроечным резистором R2 и подбором конденсатора С6 устанавливают оптимальную чувствительность узла управления, при которой приставка работает четко во всем диапазоне частот гитары и отсутствуют повторные срабатывания после щипка медиатором струны.

Если возникнут трудности в получении нужных результатов работы автоматики, следует проверить напряжение на эмиттере транзистора VT2 — оно должно быть около 3,8 В. В случае значительного отличия измеренного напряжения нужно заме­нить транзистор VT1 другим такого же типа, с меньшим или большим обратным током коллектора. Определить точнее, какой нужен транзистор, можно так: если напряжение на эмиттере транзистора VT2 больше заданного, понадобится транзистор VT1 с большим обратным током коллектора, и наоборот.

Приставка «вибрато». Напомним, что эффект «вибрато» проявляется в том, что основные колебания сигнала, снимае­мого с датчика электрогитары, модулируются по амплитуде колебаниями весьма низкой частоты (от единиц до нескольких десятков герц), причем глубина модуляции небольшая.

Схема такой приставки приведена на рис. 97. Входной сигнал с датчика электрогитары поступает через конденсатор С1 на базу транзистора VT1, на котором собран каскад усиления звуковой частоты. С коллекторной нагрузки транзистора (рези­стор R4) усиленный сигнал поступает через конденсатор С6 на выходной разъем XS2.

Рис. 97. Схема приставки «вибрато»

В эмиттерной цепи транзистора стоит резистор R5, обеспечи­вающий отрицательную обратную связь по переменному напря­жению. На этот резистор поступает через конденсатор С2 переменное напряжение с генератора синусоидальных колебаний, выполненного на транзисторах VT2, VT3. Частота колебаний зависит от номиналов резисторов R7 — R10 и конденсаторов СЗ — С5 и может изменяться переменным резистором R9 в пределах от 3 до 30 Гц. Амплитуду подаваемого на усилитель сигнала с генератора можно плавно регулировать переменным резисто­ром R6.

Поскольку через резистор R5 протекает общий ток каскада, изменения его благодаря подаче переменного напряжения отразят­ся и на сигнале, снимаемом с коллектора транзистора. Иначе гово­ря, сигнал на коллекторе окажется промодулированным сигналом генератора. Глубину модуляции изменяют переменным резисто­ром R6, частоту — переменным резистором R9. А чтобы выходной сигнал приставки не искажался, рабочую точку транзистора можно подобрать точнее подстроечным резистором R2.

Транзисторы следует установить любые из серии КТ315 с коэффициентом передачи тока не менее 50. Постоянные резисторы — МЛТ-0,25, переменные R6 и R9 — СП-I, подстро-ечный R2 — СПЗ-16. Конденсаторы СЗ — С5 — МБМ, КМ или другие возможно меньших габаритов, остальные конденсаторы — К50-6. Источник питания — батарея «Крона» либо две последо­вательно соединенные батареи 3336.

Часть деталей смонтирована на плате (рис. 98), ее укрепля­ют в небольшом корпусе. На передней панели корпуса устанавли­вают переменные резисторы и выключатель питания, на задней — разъемы.

Рис. 98. Монтажная плата приставки

Перед проверкой и налаживанием приставки движок пере­менного резистора R6 следует установить в верхнее по схеме положение, a R9 — в нижнее. Ко входу приставки подключают датчик электрогитары, к выходу — основной усилитель. Играя на гитаре, перемещают движок подстроечного резистора в такое положение, при котором будет прослушиваться чистое звучание даже при сильном сигнале. Затем во время игры плавно перемещают движок резистора R6 вниз по схеме и прослушивают эффект «вибрато». Проверяют звучание при изменении частоты генератора, но движок резистора R9 не доводят до верхнего по схеме положения, иначе колебания генератора сорвутся. Если звук будет искажаться при наибольшей глубине модуляции, искажения устраняют более точным положением движка подстро­ечного резистора.

Возможно, в процессе работы приставки из-за снижения напряжения батареи появятся искажения звука. Их можно устранить или уменьшить подстроечным резистором либо заменой источника питания.

Приставка «дистошн». Этот эффект — один из популярных и часто употребляемых в эстрадной музыке. Сущность его состоит в том, что сигнал с датчика электрогитары усиливается и ограничивается с обеих сторон, в результате чего на выходе по­являются частоты, кратные основной частоте колебаний. Иначе говоря, появляются гармоники, обогащающие звучание электро­гитары.

Рис. 99. Схема приставки «дистошн»

Схема сравнительно простой приставки, позволяющей реализовать эффект «дистошн», приведена на рис. 99. Она ограничивает усиливаемый сигнал и поддерживает его на постоянном уровне в течение достаточно длительного времени.

Чтобы приставка вступила в действие, нужно перевести подвижные контакты переключателя SA1 в противоположное по сравнению с показанным на схеме положение. Теперь поступа­ющий от датчика сигнал подается через конденсатор С1 на усилитель, выполненный на транзисторах VT1 и VT2. Это обыч­ный усилитель с непосредственной связью между каскадами, он лишь усиливает сигнал с датчика до нужной амплитуды.

Далее следует каскад на транзисторе VT3, выполняющий роль двустороннего ограничителя сигнала. Поскольку вместе с полез­ным сигналом усиливаются различные помехи и особенно шумы первого транзистора, к выходу каскада подключен через конден­сатор С4 диодный ограничитель на диодах VD1 и VD2, включен­ных встречно-параллельно. Они «срезают» усиленные шумы.

С резистора R7, являющегося регулятором громкости, сигнал поступает на фильтрующую цепочку из конденсаторов С5, С6 и резисторов R8 — R10, снижающую высокочастотные составля­ющие спектра сигнала (они несколько ухудшают звучание гитары с данной приставкой).

Когда эффект «дистошн» нужно выключить, переключа­тель SA1 устанавливают в показанное на схеме положение, и сигнал через контакты секций SA1.1, SA1.3 поступает непосред­ственно с датчика электрогитары на основной усилитель.

Транзисторы в приставке могут быть как высокочастотные серий П401 — П403, П416, П422, П423, так и малошумящие низкочастотные. В любом варианте транзисторы должны быть с коэффициентом передачи 80…100 и минимальным обратным током коллектора. Диоды — любые из серии Д9, постоянные резисторы — МЛТ-0,25, переменный — СП-I или другой. Конден­саторы С1 — С4 — К50-6; С5, С6 — КЛС. Переключатель SA1 — любой конструкции, например П2К, с тремя группами переклю­чающих контактов. В крайнем случае можно использовать два тумблера — один с двумя группами переключающих контактов (секции SA1.1 и SA1.3), например ТЗ, МТЗ, другой — с группой замыкающих или переключающих контактов (секция SA1.2), например Tl, MT1.

Детали этой приставки можно смонтировать на плате (рис. 100) из изоляционного материала, а плату вместе с переклю­чателем, переменным резистором, источником питания («Крона» или две батареи 3336) и разъемами разместить в корпусе подходящих габаритов.

Рис. 100. Монтажная плата приставки

Приставка в налаживании не нуждается, начинает работать сразу, если, конечно, детали исправны и монтаж выполнен правильно. Единственное, что приходится делать, — устанавли­вать движок переменного резистора в такое положение, чтобы громкость звучания была одинаковой как с приставкой, так и без нее. При желании изменить окраску звучания электрогита­ры с приставкой, достаточно подобрать детали фильтрующей цепочки.

Рис. 101. Схема приставки «тремоло» 

Рис. 102. Монтажная плата приставки

Приставка «тремоло». Эффект «тремоло» схож с эффектом «вибрато». Отличие лишь в том, что при «тремоло» амплитудная модуляция колебаний электрогитары более глубокая (до 100 %), чем при «вибрато». Поэтому и вибрация звука при «тре­моло» более ощутима.

Схема одной из приставок «тремоло» приведена на рис. 101. Она состоит из генератора инфранизких частот и модулятора. Генератор выполнен на транзисторе VT1 по схеме самовозбуждаю­щегося избирательного каскада с двойным Т-образным мостом (R1R4C2 и C1R2R3C3) в цепи отрицательной обратной связи. Переменным резистором R2 можно плавно перестраивать частоту генератора в небольших пределах. Режим работы каскада, обес­печивающий его надежное самовозбуждение, подбирается ре­зистором R5.

С нагрузки каскада (резистор R7) сигнал генератора подается через конденсатор С5 на переменный резистор R9 — регулятор глубины модуляции. С движка резистора сигнал поступает на модулятор, выполненный на транзисторе VT2. Этот транзистор включен в цепь делителя, составленного резисторами R10, R11. Когда на базе транзистора VT2 нет сигнала или он мал для открывания транзистора, сигнал с датчика электрогитары посту­пает через входной разъем XS2, резистор R11 и выходной разъем XS1 непосредственно на основной усилитель. Когда же амплитуда переменного напряжения на базе транзистора VT2 достигает значения, при котором транзистор открывается, ре­зистор R10 оказывается подключенным к общему проводу, и поступающий на разъем XS1 сигнал уменьшается в несколько раз — при указанных номиналах резисторов R10 и R11 — в 4 раза, без учета входного сопротивления основного усилителя. Иначе говоря, в такт с инфранизкой частотой транзистор VT2, подобно ключу, будет замыкать и размыкать левый по схеме вывод резистора R10 и общий провод.

Изменяя переменным резистором R9 амплитуду переменного напряжения на базе транзистора VT2, можно изменять степень его открытия, т. е. сопротивление участка коллектор-эмиттер, а значит, коэффициент передачи делителя и глубину модуляции. Этим способом можно плавно изменять характер проявления эффекта «тремоло» и переходить от «тремоло» к «вибрато».

В приставке необходимо использовать транзисторы КТ315 или КТ312 с буквенными индексами Б или Г. Постоянные ре­зисторы могут быть МЛТ-0,25, переменные — СП-I. Оксидные конденсаторы С4, С6, С7 — К50-6; конденсаторы С1 — СЗ — МБМ, С5 — БМТ. Источник питания — батарея «Крона» или другой, напряжением 9 В (потребляемый приставкой ток не превышает 0,5 мА).

Часть деталей приставки монтируют на плате (рис. 102), которую устанавливают внутри корпуса. Там же размещают источник питания. Переменные резисторы и выключатель укреп­ляют на лицевой стенке корпуса, а разъемы — на задней стенке.

Налаживание приставки сводится к установке режима транзистора генератора подбором резистора R5 — его сопротив­ление должно быть таким, чтобы напряжение на коллекторе транзистора равнялось примерно 5 В.

В заключение обзора приставок для получения различных музыкальных эффектов следует сказать, что к электрогитаре можно подключать одновременно несколько приставок — это позволит не только оперативно переходить с одного эффекта на другой, но и получать новые эффекты, характерные для одно­временной работы тех или иных приставок.

Яндекс.Метрика