Окраска и отделка металлических шасси


Для окраски металлических шасси и панелей следует ис­пользовать быстросохнущие нитроэмали и глифталевые эмали. Непо­средственно на металл краски накладывать не следует, так как сцеп­ление их с металлом недостаточно прочное. Для окраски производят следующие операции:

1) выравнивание металлических поверхностей и их обезжирива­ние ацетоном или дихлорэтаном;

2) заделка выбоин и царапин шпаклевкой (грунтовкой, смешан­ная с порошком мела);

3) сушка шпаклевки (при комнатной температуре 24—48 ч);

4) шлифовка зашпаклеванных мест водостойкой шкуркой № 100, 120 с водой;

5) сушка в течение 1—2 ч\

6) нанесение на металлическую поверхность слоя грунта с помо­щью пульверизатора [для глифталевых эмалей применяется грунт № М 138 (глифталезый), для нитроэмалей — нитрогрунт];

7) сушка грунта при / = + 100 °С в течение 1 ч (при комнатной температуре 24—48 ч);

8) шлифовка грунта водостойкой шкуркой № 100, 120 с водой;

9) сушка в течение 1—2 ч\

10) нанесение слоя эмали с последующей сушкой при f=-fl00 °C в течение 1 ч (при комнатной температуре 24—48 ч).

Во избежание подтеков не следует наносить густой слой эмали. Последнюю операцию повторить несколько раз. Для придания глянцевой поверхности изделию высохшую змаль можно обработать поли­ровочной водой или протереть восковой пастой.

Образовавшиеся при нанесении эмали на краях изделия неров­ности удаляют ножом.

Окраска металлов под алюминий. Для предохранения стальных шасси от коррозии, их поверхность часто покрывают алюминиевой краской-лаком с алюминиевым порошком (15 г порошка всыпают в бесцветный нитролак, разбавленный в 110 г ацетона). Соблюдая такую же пропорцию, краску можно разводить не в нитролаке, а в целлулоидном клее.

Поверхность шасси предварительно тщательно зачищают и за­тем наносят тонкий слой краски с помощью пульверизатора. Стойкое покрытие получается, если при приготовлении алюминиевой краски в нее добавить клей БФ-2, который растворяют в спирте, и добавля­ют в него, тщательно перемешивая, сухой алюминиевый порошок и после чего снова добавляют спирт до получения нормальной вяз­кости. Приготовленную таким образом краску можно наложить кистью или с помощью пульверизатора.

Алюминиевую краску можно составить также из алюминиевой пудры или алюминиевого лака АКС-3, а также из пасты АКС-4, ис­пользуя в качестве разбавителей ацетон или растворитель КР 36. Алюминиевые порошки для окраски деревянных и металлических из­делий можно разбавлять светлыми масляными лаками.

Окраска лаком «муар». Перед покрытием лаком «муар:> метал­лическую деталь следует предварительно обезжирить ацетоном и про­греванием в печи (духовке) в течение 15—20 мин при температуре 80—100 °С, загрунтовать эмалью, выдерживающей горячую сушку, а затем подвергнуть лаковой шпаклевке и сушке. Когда деталь хоро­шо высохнет, ее обрабатывают пемзой с водой и наждачной бумагой и затем насухо протирают. Далее поверхность детали с помощью пульверизатора покрывают ровным слоем лака «муар». Если деталь покрыть лаком, не подвергнув ее грунтовке и шпаклевке, то покрытие будет менее прочным. Покрытую лаком деталь помещают на 10— 15 мин в печь (духовку) с температурой около 80 °С и время от вре­мени наблюдают за образованием на ней рисунка. Узор рисунка за­висит от толщины покрытия и продолжительности нагрева детали. Деталь с образовавшимся узором вынимают на короткое время из печи для частичного охлаждения, а затем снова помещают в печь для окончательной сушки. При температуре в печи 120—150 °С де­таль окончательно высыхает в течение 30—40 мин. Чтобы предохра­нить окрашенную поверхность от запыления, ее покрывают целлу­лоидным клеем консистенции жидкого масляного лака. После высы­хания ацетона на поверхности остается прочная защитная пленка. Защитную пленку можно наносить и на панели уже собранных при­боров. Для этого запыленную поверхность прибора, покрытую лаком «муар», протирают сначала сухой, а потом влажной тряпочкой, смо­ченной в трансформаторном или веретенном масле. Тряпочка не долж­на быть очень влажной, чтобы после нее не осталось заметных сле­дов масла. Как только восстановится первоначальный блеск, излишки масла удаляются тампоном, смоченным в бензине. Далее панель покрывают ровным слоем целлулоидного клея, как уже было описано.

Защитный слой для панелей с надписями. Окрашенные эмале­вой краской передние панели аппаратуры можно покрывать с помо­щью пульверизатора защитным слоем бесцветного цапон-лака. Мель­чайшие брызги лака, затвердевая образуют на поверхности панели шероховатый тонкий слой, сквозь который хорошо видны все надписи. Слой лака прочен и предохраняет краску от царапин.

Чтобы защитить шкалы, таблички с надписями и другие детали от загрязнения, особенно при окраске с помощью пульверизатора, эти детали следует покрыть тонким слоем вазелина. Случайно попав­шая на них краска после просыхания легко стирается вместе с ва­зелином.

Нанесение металлических порошков. Для того чтобы нанести на деталь металлический порошок (алюминиевую или бронзовую краску-пудру), деталь (или шасси) покрывают целлулоидным лаком, после чего быстро, не давая просохнуть лаку, деталь посыпают слоем ме­таллического порошка и припудривают тампоном. После высыхания лака лишний порошок удаляют этим же тампоном, либо путем лег­кого постукивания по детали. Таким способом можно сделать и слож­ную окраску.


Евгений Николаевич Кузьмин. Советы радиолюбителям

Яндекс.Метрика