Механическая обработка материала шасси
Для механической обработки алюминия следует применять драчевые напильники с насечкой в одном направлении. Чтобы насечка напильника не забивалась алюминиевыми опилками, его следует слегка смачивать ацетоном. Алюминий легко сплющивается под ударом; листовой металл поэтому нужно обрабатывать только деревянными молотками.
Недостатком дюралюминия является его хрупкость: при изготовлении шасси лист дюралюминия нельзя выгибать под прямым углом, так как при малом радиусе закругления металл переламывается. Чтобы повысить пластичность дюралюминия, его необходимо отжечь. Для этого пластину дюралюминия смачивают машинным маслом и вносят в пламя газовой горелки или паяльной лампы. После выгорания машинного масла (что заметно по цвету пламени) нагрев прекращают.
Дюралюминий после этого хорошо гнется, не ломаясь и не давая трещин. Обработка металлического листа, предназначенного для шасси, состоит в устранении дефектов на его поверхности (механических и химических) и придании изделию соответствующей формы. В заключение на шасси наносится защитное покрытие.
Шасси из дерева. В некоторых случаях несложные конструкции, например выполняемые начинающим радиолюбителем, следует собирать не на металлических, а на деревянных шасси. Изоляционные свойства дерева в этом случае можно повысить, если пропарафинировать его, но, прежде чем приступить к этой операции, шасси надо предварительно хорошо высушить. Механическая обработка также должна быть до этого закончена. Парафин расплавляют в достаточно большом сосуде и в таком количестве, чтобы можно было погрузить в него все пропитываемые детали. Опустив шасси в парафин, его «варят» в продолжение 1 ч при температуре около 115—12б°С. Затем парафин охлаждают примерно до 70 °С и вынимают из него шасси. В результате пропитки парафином изоляционные свойства и влагостойкость дерева повышаются.
Разметка шасси. Сборке того или иного аппарата предшествует разметка шасси или панели. Металлическую (или деревянную) панель лучше всего размечать так: взять лист чистой бумаги по размеру панели и расположить на нем все необходимые детали. Затем на этом листе следует нанести в натуральную величину все контурные линии, разметить отверстия и т. п. Далее нужно наложить размеченный лист на металлическую панель и керном или острым гвоздем перенести нужные точки, по которым следует затем просверливать и выпиливать отверстия. Этот метод разметки позволяет выбрать наиболее рациональную расстановку деталей и дает возможность сохранить поверхность панели гладкой, без лишних царапин и линий.
Карманные самодельные приемники, как правило, монтируют на панели из изоляционного материала. Такая панель перед установкой деталей обычно также заранее размечается. Полезно запомнить, что на ней не следует делать разметку графитовым карандашом, так как графит хорошо проводит ток. Это может привести к тому, что правильно собранный приемник не будет работать из-за замыкания или утечки тока на графитовых линиях.
Сверление и пробивка отверстий. При просверливании отверстий в шасси в зависимости от материала рекомендуется пользоваться сверлами разной заточки. Так, острый угол заточки сверла удобен для просверливания отверстий в дереве, а тупой — для работы с металлом. Если нет дрели, небольшие отверстия в алюминиевых и стальных шасси можно пробивать с помощью бородка.
В качестве бородка можно применять ломаные сверла соответствующего диаметра. На наковальню или тиски кладут в этом случае гайку, а на нее накладывают шасси или металлический лист, в котором необходимо пробить отверстие. Бородок устанавливают точно в середине над отверстием гайки и сильным ударом молотка по бородку пробивают отверстие.
Таблица 1 Совместимость металлов
Диаметр отверстия в гайке должен быть больше диаметра бородка на толщину листа, в котором пробивается отверстие. Этим способом в алюминии толщиной до 3 мм можно пробить отверстия диаметром от 2 до 6 мм, в меди — до 2 мм, в стали — до 0,5 мм.
Для пробивки в мягком металле еще меньших отверстий можно использовать патефонные иглы. Иглу вгоняют в пробку, а поверх пробки кладут монету, служащую прокладкой. В сделанное керном углубление на поверхности металла вставляют острый кончик иглы, чуть выглядывающий из пробки, затем быстро и сильно ударяют молотком по монете. В мягком металле таким способом можно делать отверстия в листах толщиной до 2—3 мм, однако при этом следует пользоваться иглами с обломанными концами.
При ремонте и монтаже аппаратуры часто приходится сверлить в шасси дополнительные отверстия рядом с уже установленными деталями. Для того чтобы не повредить эти детали, на сверло следует надевать хлорвиниловую (или кембриковую) трубку. Длина трубки должна быть такой, чтобы конец сверла выходил из нее только на толщину шасси. Этим достигается одновременно предупреждение проскакивания сверла под шасси после окончания сверления. Крепежные детали. При механическом монтаже для крепления деталей широко используются винты, заклепки и т. п. Проводя механический монтаж, следует избегать непосредственного соединения разнородных металлов, так как некоторые пары металлов являются несовместимыми: в месте их касания при попадании влаги образуются недопустимые гальванические пары, приводящие к усиленной коррозии металлов. По этой причине шасси и заклепки, например, для крепления ламповых панелей рекомендуется делать из однородных или совместимых металлов. В табл. I приведены совместимые и несовместимые пары металлов (С — совместимые пары, Н — несовместимые пары, П — совместимые только при пайке, но несовместимые при механическом контакте).
Евгений Николаевич Кузьмин. Советы радиолюбителям
- Обработка алюминиевых поверхностей
- Окраска и отделка металлических шасси
- Склеивание пластмасс
- Никелировка и хромирование металлических деталей
Последние статьи
- Схемы новогодних гирлянд
- Самостоятельный ремонт пульта ДУ
- Самодельная простая охранная сигнализация дома, или дачи
- Две простые схемы охранных устройств для квартиры
- Принцип работы транзистора
- Чем отличается переменный ток от постоянного
- Миниатюрный металлоискатель
- Таймер на 30 минут
- Лампа дневного света от батареи 12 Вольт
- Схема для автоматического включения освещения