Механическая обработка материала шасси


Для механической обработки алюминия следует применять драчевые напильники с насечкой в одном направлении. Чтобы насеч­ка напильника не забивалась алюминиевыми опилками, его следует слегка смачивать ацетоном. Алюминий легко сплющивается под уда­ром; листовой металл поэтому нужно обрабатывать только деревянными молотками.

Недостатком дюралюминия является его хрупкость: при изготов­лении шасси лист дюралюминия нельзя выгибать под прямым углом, так как при малом радиусе закругления металл переламывается. Чтобы повысить пластичность дюралюминия, его необходимо отжечь. Для этого пластину дюралюминия смачивают машинным маслом и вносят в пламя газовой горелки или паяльной лампы. После выго­рания машинного масла (что заметно по цвету пламени) нагрев пре­кращают.

Дюралюминий после этого хорошо гнется, не ломаясь и не давая трещин. Обработка металлического листа, предназначенного для шас­си, состоит в устранении дефектов на его поверхности (механических и химических) и придании изделию соответствующей формы. В за­ключение на шасси наносится защитное покрытие.

Шасси из дерева. В некоторых случаях несложные конструкции, например выполняемые начинающим радиолюбителем, следует соби­рать не на металлических, а на деревянных шасси. Изоляционные свойства дерева в этом случае можно повысить, если пропарафинировать его, но, прежде чем приступить к этой операции, шасси надо предварительно хорошо высушить. Механическая обработка также должна быть до этого закончена. Парафин расплавляют в достаточно большом сосуде и в таком количестве, чтобы можно было погрузить в него все пропитываемые детали. Опустив шасси в парафин, его «варят» в продолжение 1 ч при температуре около 115—12б°С. Затем парафин охлаждают примерно до 70 °С и вынимают из него шасси. В результате пропитки парафином изоляционные свойства и влаго­стойкость дерева повышаются.

Разметка шасси. Сборке того или иного аппарата предшествует разметка шасси или панели. Металлическую (или деревянную) па­нель лучше всего размечать так: взять лист чистой бумаги по разме­ру панели и расположить на нем все необходимые детали. Затем на этом листе следует нанести в натуральную величину все контурные линии, разметить отверстия и т. п. Далее нужно наложить размечен­ный лист на металлическую панель и керном или острым гвоздем перенести нужные точки, по которым следует затем просверливать и выпиливать отверстия. Этот метод разметки позволяет выбрать наиболее рациональную расстановку деталей и дает возможность сохранить поверхность панели гладкой, без лишних царапин и линий.

Карманные самодельные приемники, как правило, монтируют на панели из изоляционного материала. Такая панель перед установкой деталей обычно также заранее размечается. Полезно запомнить, что на ней не следует делать разметку графитовым карандашом, так как графит хорошо проводит ток. Это может привести к тому, что пра­вильно собранный приемник не будет работать из-за замыкания или утечки тока на графитовых линиях.

Сверление и пробивка отверстий. При просверливании отвер­стий в шасси в зависимости от материала рекомендуется пользовать­ся сверлами разной заточки. Так, острый угол заточки сверла удобен для просверливания отверстий в дереве, а тупой — для работы с ме­таллом. Если нет дрели, небольшие отверстия в алюминиевых и сталь­ных шасси можно пробивать с помощью бородка.

В качестве бородка можно применять ломаные сверла соответст­вующего диаметра. На наковальню или тиски кладут в этом случае гайку, а на нее накладывают шасси или металлический лист, в кото­ром необходимо пробить отверстие. Бородок устанавливают точно в середине над отверстием гайки и сильным ударом молотка по бородку пробивают отверстие.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА ШАССИ

Таблица 1 Совместимость металлов

Диаметр отверстия в гайке должен быть больше диаметра бородка на толщину листа, в котором пробивается отверстие. Этим способом в алюминии толщиной до 3 мм можно про­бить отверстия диаметром от 2 до 6 мм, в меди — до 2 мм, в стали — до 0,5 мм.

Для пробивки в мягком металле еще меньших отверстий можно использовать патефонные иглы. Иглу вгоняют в пробку, а поверх пробки кладут монету, служащую прокладкой. В сделанное керном углубление на поверхности металла вставляют острый кончик иглы, чуть выглядывающий из пробки, затем быстро и сильно ударяют мо­лотком по монете. В мягком металле таким способом можно делать отверстия в листах толщиной до 2—3 мм, однако при этом следует пользоваться иглами с обломанными концами.

При ремонте и монтаже аппаратуры часто приходится сверлить в шасси дополнительные отверстия рядом с уже установленными деталями. Для того чтобы не повредить эти детали, на сверло следует надевать хлорвиниловую (или кембриковую) трубку. Длина трубки должна быть такой, чтобы конец сверла выходил из нее толь­ко на толщину шасси. Этим достигается одновременно предупреж­дение проскакивания сверла под шасси после окончания сверления. Крепежные детали. При механическом монтаже для крепления деталей широко используются винты, заклепки и т. п. Проводя механический монтаж, следует избегать непосредственного соедине­ния разнородных металлов, так как некоторые пары металлов явля­ются несовместимыми: в месте их касания при попадании влаги образуются недопустимые гальванические пары, приводящие к уси­ленной коррозии металлов. По этой причине шасси и заклепки, на­пример, для крепления ламповых панелей рекомендуется делать из однородных или совместимых металлов. В табл. I приведены совместимые и несовместимые пары металлов (С — совместимые пары, Н — несовместимые пары, П — совместимые только при пайке, но несовместимые при механическом контакте).


Евгений Николаевич Кузьмин. Советы радиолюбителям

Яндекс.Метрика